Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Калининград

Понедельник, 29.04.2024

Сказать по правде, водить я не умею, да и прав у меня нет. Так что перед людь­ми, знающими куда какую передачу пе­реключать и умеющими паковаться  (хотя бы и неудачно), я испытываю благоговейный трепет. Перед собственной супругой, которая села за руль полтора года назад и с той поры научилась водить что твой Шумахер, кстати, тоже. 

Ну да речь, собственно, не о том. Звонит как-то знакомая дама, подруга жены, и зовет нас насладиться чаепитием, а за­одно и знакомством с ее новым авто. Марки «Фольксваген». От хорошего чая в хорошей компании, как известно, не отказываются; и мы поехали в гости. Однако восторг, с которым знакомая произносила название своего аппарата, вызывал некоторое недоумение. Ну, «Фольксваген». Ну, «Туарег» какой-то. В честь диких племен теперь все называ­ют, даже электрочайники, потому как глобализм и вызовы нового тысячелетия. С самим же «народным автомобилем  у меня ассоциировались только красивая машина «жук», которую пред­почитают в качестве транспортного средства продвинутые московские ба­рышни до тридцати и которую, как я слышал, больше не делают, и принадле­жавший некогда давнишнему приятелю керогаз одна тысяча девятьсот семьдесят седьмого года рождения, который иногда соглашался сдвинуться с места — под давлением обстоятельств и могучих плеч ездоков. 

«Жук» отпадал по уже указанным причинам: 

во-первых, знакомая значительно старше тридцати, 

во-вторых, покупать подержанные машины (хотя бы и сто раз культовые) не в ее стиле. Я ожидал увидеть керогаз — конечно, новенький, блестящий и вполне самодвижущийся, но все же керогаз. И тихо недоумевал всю дорогу. У подругиного подъезда стояло много машин — в диапазоне от «семерки» BMW до «десятки» ВАЗа. «А вот смотри, „Лексус" какой крутой!» — заметил я с умным видом, указывая жене на приличных размеров внедорожник, сбоку которого мы припарковались. Она посмотрела на меня с сожалением.

— Это, Вася, не «Лексус», — сказала она. — Это Ленин «Туарег». Кто-то из героев то ли Джеймса Кегни, то ли Джона Уэйна говорил в таких ситуаци­ях «I am flabbergasted». А может, и не го­ворил — в любом случае я был именно что flabbergasted. Ошеломлен то есть. Ос­мотрев внедорожник со всех сторон, я был вынужден признать, что это действи­тельно не «Лексус». 

Наличествовали как родовые признаки «Фольксвагена» — кру­жок с галочками, так и видовые — надпись Touareg на задней, пятой двери. Нет, это был точно не «Лексус». Подробности чаепития, я, пожалуй, опущу, ибо вряд ли они кому-либо интерес­ны. Отмечу, впрочем, что в процессе я узнал следующее: у Лениного «Туарега» мотор шести цилиндровый, а есть еще и восьми-, и даже двенадцати-, но это уже чересчур дорого, и если не участвовать в ралли по бездорожью, то, наверно, и не надо. И еще десяти цилиндровый тур­бодизель. И что в салоне есть климат-контроль и куча каких-то других прибамбасов, названия которых в памяти не отложились. И что тянет он, как трактор, потому что 220 лошадиных сил и привод на все колеса. И прочие многочисленные технические подробности. К тому же разработана чудо-машина при непосредственном участии фирмы «Порш», основатель которой по имени Фердинанд когда-то придумал знамени­того «жука».

ПРОИСХОЖДЕНИЕ «ЖУКА»

Про «Туарег» я знал уже практически все, но теперь меня интересовали ос­тальные «Фольксвагены». Любопытство — страшная сила, а потому следующие три дня я потратил основную массу ра­бочего времени, выясняя, что такое этот самый «Фольксваген» и что за машины он выпускает, — ведь не может же быть, что существующий уже бог знает сколько лет автомобильный гигант за всю свою историю выпустил лишь две отличные машины! В общем, так оно и оказа­лось — замечательных и попросту исто­рических моделей у них нашлось более-чем достаточно. От легкового «Гольфа» (раннюю и весьма прогрессивную для своего времени модификацию которого я сгоряча обозвал керогазом) до фургончика «Транспортер» — все эти машины были символами своего времени. 

Именно в «Транспортере» (правда, с кузовом, сделанным из прессованной марихуаны) раскатывали по Калифорнии комики Чич и Чонг в фильме «Чич и Чонг: все в дыму». «Жук» же и вовсе снимался в главной роли в диснеевском сериале «Love Bug» — там он был полосатым, симпатичным и звали его Херби. Кроме того, оказалось, что у меня — как, впрочем, и у многих других — хватает заблуждений относительно истории «Фольксвагена». Прежде всего Ферди­нанд Порш придумал ходовую «жука» — но не его внешний вид! Округлые обводы были созданы дизайнером Эрвином Комендой, хотя, как уверяют некоторые, он слизал их у коллеги из «Татры» Ганса Лед-винки. Вполне исключать такого, конеч­но, нельзя — достаточно посмотреть на

довоенные «Татры», как сходство тут же бросается в глаза. Но не стоит забывать, что чехи делали солидные тяжелые ма­шины для состоятельных господ, а Порш и Коменда проектировали «жука» исклю­чительно для трудящихся масс. Такая уж была поставлена перед ними задача. Как ни прискорбно это признавать, заказчи­ком в конце тридцатых выступил не кто иной, как Адольф Гитлер — но тут уж что поделать: время было такое. Первона­чально машина называлась KdF-wagen, где KdF расшифровывалось как «Kraft durch Freude», «Сила через радость» — была такая культурно-массовая организа­ция в нацистской'Германии, занимавша­яся досугом и спортивным воспитанием рабочего класса. Для строительства «ва-генов» был даже возведен новый город на манер Тольятти — без особых изысков нареченный КдФ-штадт (все же немцы в страсти к следованию генеральной ли­нии партии значительно превзошли нас), а «Сила через радость» начала собирать с желающих первые взносы для покупки автомобиля по особому сберегательному плану. 336 тысяч немцев заплатили взно­сы и стали дисциплинированно ждать. Дождались они известно чего — 9 мая и трех оккупационных зон. Но вот тут-то и начинается самое интересное — как только завод в КдФ-штадте, переименованном, впрочем, в Вольфсбург (по наз­ванию близлежащего замка) возобновил работу и начал выпускать вместо воен­ной техники обещанные «жуки», все оставшиеся в живых вкладчики получили-.. таки свои машины! Так «Фольксваген» (а с 1946 года фирма называлась именно так) впервые оправдал свое имя: « народный автомобиль». А случилось это чудо благодаря одному офицеру британской армии, человеку, обладавшему одновременно и практичностью, и благородством в отношении поверженного врага. В свои двадцать девять Айвен Херст был уже майором, а потому ему и был доверен ответственный (но довольно безна­дежный) пост коменданта разбомбленного завода в КдФ-штадте. Что с ним надлежало делать, было совершенно неясно — то ли вывезти оборудование в счет репа­раций, то ли возобновить производство чего-нибудь полезного. Херст убедил начальство во втором варианте — причем оригинальным методом. Выкрасив один из прото-«жуков» в защитный цвет, он представил чудо техники в штаб оккупа­ционного корпуса. У англичан ощуща­лась крайняя нехватка легкового тран­спорта — ив сентябре 1945-го рабочие управляемого майором завода начали выполнение заказа на 20 тысяч зеленых машин. Это была победа — пусть у завода отсутствовала крыша, да и окна тоже, но у людей была работа. В 1946 году «Фольксваген» выпускал по тысяче ма­шин ежемесячно — т,ак начиналось западногерманское экономическое чудо.

ДЕТИЩЕ МАЙОРА ХЕРСТА

Поскольку майор Херст совершенно не собирался становиться автомобильным магнатом, следующие три года он про­вел в попытках пристроить куда-нибудь свое производство. Тут он потерпел неудачу — но, возможно, оно было и к луч­шему. Представители ведущих автофирм Англии и США шарахались от «Фоль­ксвагена», как черт от ладана. Уильям Руте, глава одноименной британской компании, осмотрев «насекомое» (кото­рое, впрочем, тогда еще никто не назы­вал «жуком»), процедил приунывшему майору: «Это уродливая и шумная ма­шина. Среднему покупателю она совер­шенно неинтересна. Если вы, молодой человек, серьезны в своих намерениях продолжать ее производство, то вы, из­вините, просто дурак». По иронии судь­бы, аргентинское отделение «Фольксва­гена» продолжало выпуск по лицензии рутсовской модели «Хиллмэн Эвенджер» спустя годы после того, как «Руте Групп» была объявлена банкротом. В конце

концов «Фольксвагеном» занялось новообразованное правительство ФРГ, преобразовавшее его в трест под своим кон­тролем, а освободившийся от обузы ма­йор Херст вернулся домой, на берега Альбиона, где и умер в 2000 году. На месте руководства «Фольксвагена» я бы поставил ему памятник — разумеется, в Вольфсбурге.

А «жук» отправился завоевывать свет. К 1954 году по дорогам мира»бегал уже миллион юрких заднемоторных маши­нок; всего же до 21 июля 2003 года, ког­да с конвейера завода в мексиканском городе Пуэбла сошел последний «жук» старого образца, на асфальтовые и про­селочные дороги выехало ровно 21 мил­лион 529 тысяч 464 экземпляра самого тиражного автомобиля в истории. И этр не считая не менее знаменитого «Фоль­ксваген Карманн Гиа», эффектного спортивного купе, внешне очень мало похожего на «жука», тем не менее было полностью основано на его конструк­ции. Ну и, конечно, не беря в расчет сов­ременного псевдо-«жука», дорогой иг­рушки для ностальгирующих по слав­ным шестидесятым. А еще оказалось, что с 1998 года «Фоль­ксвагену» принадлежат такие королев­ские марки, как «Бентли», «Ламборгини»

и даже «Бугатти»! Что там «Бугатти» — любимая машина наших депутатов, «Ау-ди», вот уже сорок с лишним лет находит­ся под крылом концерна из Вольфсбурга. Что, впрочем, и логично — народные из­бранники тоже ездят на народном авто­мобиле, только что дорогом. Сам же Вольфсбург в ноябре 2003 года был на неделю переименован в Гольфсбург — в ознаменование выпуска «Гольфа» пятого поколения (того самого, что я зачем-то обозвал керогазом!). С того самого дня, как знакомство с «Ту­арегом» вызвало во мне дилетантское любопытство к истории автомобилестро­ения, я поменял свое отношение к «Фольксвагену». И, заметив на дороге ка­кую-нибудь «Джетту» или «Бору», уважи­тельно качаю головой — как-никак кузины «Ламборгини». И детища фирмы, без которой современная Германия, страна, кою я нежно и искренне люблю — за приятные моему плебейскому сердцу и не менее плебейскому желудку простоту нравов и кулинарную обильность, — бы­ла бы совершенно другой. Скорее всего, гораздо хуже. 

 Переход на главную страницу